Сформировалась тенденция к большей разреженности, т.е.  организации офисного пространства таким образом, чтобы сотрудники находились на безопасном друг от друга расстоянии, а офис в целом стал безопасной средой для работы и делового общения.

«Среди трендов могу отметить уход от традиционного open space. Многие компании в стремлении  обезопасить сотрудников устанавливают мобильные перегородки, экраны, зонируют помещения таким образом, чтобы обеспечить их беспрепятственную дезинфекцию  и трансформацию пространства в случае необходимости.

Я уверена, что офисы точно не будут пустовать. Скорее они все больше будут эволюционировать в зоны для общения, нетворкинга и бизнес-встреч. Именно поэтому формат коворкингов и сервисных офисов сейчас на пике популярности. Он не предполагает закрепленных рабочих мест, арендатор не тратит время на решение вопросов, связанных с ремонтом, обустройством и эксплуатацией, при этом получает готовые оборудованные площади, которые легко трансформируются под потребности бизнеса, а максимально эффективно для себя занимается самим бизнесом», - комментирует Елена Царева, коммерческий директор «Р7 Групп».

При такой организации рабочего процесса, в котором  сотрудники вправе самостоятельно определять и комбинировать очный и удаленный формат работы, корпоративная культура точно страдать не будет. При этом само понятие корпоративной культуры достаточно эфимерно. Сложно оценить уровень следования ее принципам сотрудниками. Если работодатель уделит достаточное внимание технической поддержке удаленным сотрудникам, обучению и не станет нарушать личное пространство, разрушая баланс между работой и личной жизнью сотрудника, то проблем не возникнет. Современные технологии позволяют делать видео-звонки и онлайн-совещания, которые максимально вовлекают сотрудников в рабочий процесс и закрепляют ценности, принятые в компании. «Мы все наблюдали, что практиковали даже корпоративы онлайн, которые позволяли поддерживать коммуникативные мосты и корпоративную культуру на прежнем уровне. Я глубоко уверена, что те компании, в которых уделяется достаточное внимание корпоративной культуре и созданию особого духа компании, найдут способы сделать это при любом формате работы», - резюмирует Елена.