Рабочие пространства стремительно трансформируются: 25 лет назад люди курили в офисах. Сейчас невозможно даже подумать о курении внутри здания. Тоже самое можно сказать о «кабинетной системе», которую сместил open-space, поскольку люди хотят находиться в свободном пространстве среди коллег. Сегодня мы разрабатываем решения для рабочих пространств в реальности постпандемии. Так сложилось, что мы начинали масштабный девелопмент проекта бизнес-парка в период, когда никто не предполагал возникновение пандемии и тем более тех последствий, которые мы имеем сегодня.  Однако те идеи и решения, которые были прияты в сотрудничестве с группой международных архитекторов, оказались верными для новой реальности. 

За основу проекта была взята идея благополучия резидентов, которая отражается в новых архитектурных решениях. Сегодня офисы должны предлагать сотрудникам то, что они не могут испытать, работая из дома. В новых проектах мы стали использовать больше природных элементов и создавать бизнес-парки со свободной территорией и свежим воздухом.

Пандемия сместила рамки классической офисной работы, предложив альтернативный вариант гибкого формата без обязательной привязки к рабочему месту. Опыт работы в режиме - 3 дня в офисе и 2 дня удалённо показал, что сотрудник остается эффективен и может успешно справляться со своими задачами, выбирая для себя любое комфортное пространство. Согласно опросу HeadHunter, только 37% сотрудников российских компаний, работающих дистанционно из-за пандемии, хотели бы вернуться в офис частично или полностью. 73% же проголосовали за то, чтобы трудиться в офисе 2-3 дня в неделю. Остальное время участники опроса предпочитают работать из дома или в любом другом удобном месте. Однако несмотря на преимущества гибридного формата, офисы не перестают быть нужными, а особенно крупным организациям с сильной корпоративной культурой и большим штатом.​

Прогрессивные компании – работодатели стремятся обустраивать в своих офисах штаб-квартиры, которые напрямую отражают философию и ценности компании. Попав в такой офис, новый сотрудник перемещается в отдельный мир, где мебель, техника, дизайн максимально определяют политику той или иной организации. Хороший пример для такой тенденции – московская штаб-квартира Adidas Group в бизнес-парке «Крылатские Холмы». Сотрудники ценят в этом пространстве природу в окружении бизнес-парка, чистый воздух и близлежащий парк, а также возможность перемещаться по офису на самокате и заниматься спортом в фитнес-зале. Такое уникальное пространство отражает индивидуальные ценности компании – меняй себя через спорт. Эта философия, подкрепленная средой офиса, вдохновляет сотрудников, что безусловно влияет на успех бизнеса в целом.

Западный компании задают тренды на офисном рынке и высокие стандарты качества условий работы, адаптируя их под локальные рынки. Пандемия еще более развернула фокус внимания на вопросы безопасности, комфорта и среды обитания.

Офисный рынок стремительно меняется в сторону заботы о сотрудниках, стремясь привлекать и удерживать лучшие кадры. Концепция “зеленого офиса” и комфортные условия для работы становятся во главу архитектурной концепции зданий и девелопмента проектов в целом. Наличие территории с внутренним двором, появление зон для отдыха, коммуникации и концентрации, позволяют чувствовать себя свободно в рабочей атмосфере.  Эко сертификация стала не обязательным, но приоритетным запросом среди потенциальных арендаторов. Сейчас девелоперы работают с нормативами WELL и Fitwell. Оба протокола фокусирует внимание на эффективность внутренней рабочей среды, здоровье и благополучие людей, находящихся в здании.  Однако стандарты WELL образены в сторону технического оснащения здания, в то время как для Fitwel важны практичные вещи – удобный доступ к зданию, лёгкие двери, свободное уличное пространство для занятий спортом, лестничные пролеты с навигацией, озеленение рабочего пространства, здоровое питание. Основываясь на ежедневных запросах сотрудников, мы выбрали сертификацию Fitwel для Делового Квартала «Сколково Парк». К примеру, навигация комплекса будет предлагать сотрудникам использовать вместо лифтов лестницу, которая органично «вплетена» в единое офисное пространство, а не уведена под пожарный выход на экстренный случай.

Принцип здоровой и комфортной среды лег в основу комплексного освоения локации Сколково еще на старте проекта в 2011 году. Общая площадь территории составляет 600 га на стыке Москвы и области. В основе концепции – идея комфортабельного премиального пригорода, в котором все ключевые объекты инфраструктуры расположены в зоне 15-минутного доступа и связаны между собой сетью велопрогулочных дорожек. В Деловом Квартале «Cколково Парк» можно насчитать не менее 10 самых разнообразных вариантов мест для работы, в том числе комфортные парковые территории, позволяющие чаще находиться на улице и даже работать на свежем воздухе. То есть сотрудники имеют возможность свободно передвигаться и работать, не привязываясь к месту в «трудовом муравейнике».​ ​

Помимо работы, новая философия бизнес-центров подразумевает развитие и постоянное образование сотрудников.  Офис становится не только рабочим местом, но и источником знаний и развития новых профессиональных навыков. В новом офисном пространстве обязательно появятся места занятий или лекций.

Благодаря развитию мобильных устройств и средств передачи данных граница между работой и домашними делами стирается: благодаря мобильным устройствам и технологиям связи работа «находит» нас везде, но есть и обратный процесс. Домашние все дела занимают прочное место в трудовом графике, работодатели более гибко смотрят на активное присутствие домашних в рабочей жизни.  

Выбор вариаций обустройства современного офиса также зависит от поколения, которое превалирует в рабочем коллективе. Например, в России, как и во всем мировом рынке труда закрепилось поколение Y.​ По данным Deloitte, 44% представителей этого поколения при выборе работы предпочитают гибкий график работы с возможностью работать удаленно. В борьбе за кадры современные работодатели идут навстречу этим требованиям. К тому же помимо гибкого графика поколению Y надо обеспечить максимально комфортную среду в офисе, даже если они не по посещают его ежедневно.