Михаил Бродников, управляющий директор сети смарт-офисов SOK рассказал как изменились требования компаний-арендаторов к организации офисных пространств и за какими трендами будущее.

Михаил, каковы на Ваш взгляд, актуальные и перспективные тренды в организации офисных пространств?

Основные тренды продиктованы изменениями в организации труда в целом - удаленной работой, в том числе. Она сказалась на организации офисов таким образом, что часть зон, которые ранее использовались, как постоянные рабочие места, сегодня переоборудованы для сотрудников приезжающих поработать ненадолго из дома, или для совместной работы. В общих пространствах выделились общие мягкие зоны или зоны для совместных работ с высокими столами. Второй тренд, который могу отметить - изменились требования к кухням. Объем доставки продуктов питания и готовой еды из ресторанов сильно увеличился, а вместе с ним и  спрос на кухни. Если раньше люди ходили обедать в рестораны - сегодня это уже чуть менее принято.

Как изменилось содержание спроса на офисную недвижимость, требования по площади, к планировкеи т.д?

Мы наблюдаем и измеряем как наши клиенты используют возможности гибкого пространства и выяснили, что многие используют их всего на 20-25% процентов. Это говорит о том, что в ближайшей перспективе команда из 100 человек  сможет размещаться в офисе на 250-400 м2, в то время как ранее такие команды арендовали 100 м2.

Кроме того, будет сильно востребована услуга подписки, которая дает возможность сотрудникам работать в оборудованных рабочих местах внутри сети без привязки к конкретной локации. Соответственно, операторы будут стремиться увеличивать сеть рабочих пространств, чтобы компании могли создавать штаб и давать своим сотрудникам работать из любого места.

Как вы считаете, изменится ли качество предложения в ближайшем будущем? Готовы ли собственники адаптироваться к современным требованиям арендаторов? Если да, то каким образом?

Собственники сейчас находятся в достаточно сложной ситуации. С одной стороны, спрос сильно превышает предложение - это отложенный спрос, сформированный пандемией. С другой стороны, особенно высокий спрос на офисы с отделкой и с сервисным обслуживанием. Порядка 20% всех сделок сегодня заключаются с участием операторов сервисных пространств, что говорит о нежелании арендатора делать ремонт, заниматься организацией пространства и сервисного обслуживания.

Арендодатели и собственники вынуждены подстраиваться под новые условия игры - становится мобильнее. Крупные девелоперы уже закладывают в свои ДНК сервисные пространства. И некоторые даже строят здания в такой парадигме.

Какие новые технологичные решения возникли в ответ на требования к санитарной безопасности офиса? Применяете ли Вы какие-то из них в Ваших офисах? Будут ли они актуальны в перспективе ближайших 5 лет?

В первую очередь, это бесконтактный доступ в  помещение - биометрия. Сюда же, терминалы самообслуживания для заказа пропусков, где не требуется взаимодействие с ресепшн. В офисах стали устанавливать специальные устройства медицинского класса, которые позволяют очищать и обеззараживать воздух. Я думаю, что все эти решения будут востребованы в перспективе  ближайших 5-ти лет просто потому, что они еще и очень удобны, и определенно улучшают качество работы.

Продолжит ли дальнейшее развитие тренд отказа от open-space с постепенным переходом на agile-space (гибкие пространства) или компании все-таки останутся в классических офисах с открытой или смешанной планировкой?

Вижу противоречие в вопросе. Agile - это концепция гибкой разработки и она не применима к пространству. Agile команда может работать где угодно. А open space - это архитектурное решение.

Какие цифровые изменения в офисе будут необходимы с учетом современных трендов? Готовы ли компании нести расходы на цифровую трансформацию офиса?

Операторы, со своей стороны, развивают так называемые цифровые двойники для того, чтобы оптимизировать затраты и максимально увеличить доходность в работе с собственниками и арендаторами.

Для клиента же основные изменения с приходом цифры - это возможность сотрудников через единое окно - мобильное приложение - выбирать рабочие места по всей Москве, бронировать их за счет собственных средств или средств компании, и таким образом предоставлять отчетность о рабочих часах.

Бронирование переговорных, заказа пропусков и заявки уже давно происходят в цифровом формате - это  норма.

Меняется ли подход в строительстве офисных центров в связи с изменением подхода к организации офисных пространств?

Несильно. Это максимальный инертный рынок. Он связан с тем, что строительством сейчас занимается поколение 35+, которые получили свое образование 15 лет назад. Соответственно, их учили строить так, как это было понятно 30 лет назад. Проникновение современных подходов в СНИПы крайне медленные.

Но, возможно, это и правильно, потому что мы смотрим на такие документы как стандарты Нойферта и видим, что история циклична. Часть изменений вероятно не такие кардинальные и вполне себе мимолетны, но есть вещи, которые изменить стоило бы в связи с изменением самих рабочих процессов. Например, в СанПиН по-прежнему прописано, что в переговорной может быть 40 м3 воздуха на одного человека, но практика использования переговорных такова, что люди сидят там целыми днями, поэтому я бы выделил даже не 60, а 80 м3. В переговорках происходят наиболее важные совещания, собрания и брейнстормы, и воздух  является источником принятия важных решений - он должен быть там в избытке. То же касается и объема электроэнергии на рабочее место, и количество розеток на рабочее место - у одного человека сегодня может быть подключено одновременно до 5 устройств.

С точки зрения глобальной архитектуры общие зоны должны быть заложены во все пространства. Крупные торговые и бизнес центры должны быть заложены общие зоны как часть инфраструктуры. Гигантские бизнес центры сразу должны закладывать часть помещений под гибких операторов, а может и все. Прослеживается большой тренд на то, чтобы ТРЦ были переоборудованы в рабочие места. То есть, сами по себе концепция офлайн-покупок критики не выдерживает и очевидно, что все ТРЦ  рано или поздно обанкротятся или переобуваются в другой формат.