Недавно датский архитектор представил городским властям итоги своей работы и рекомендации как повысить комфортность жизни в Москве. В своем глобальном исследовании Ян Гейл выявил самые острые проблемы города и предложил свои рекомендации, как сделать город комфортным для жизни.

Стоит отметить, что известный урбанист консультировал многие мировые столицы от Нью-Йорка до Сиднея и благодаря рекомендациям Яна Гейла эти города стали более комфортными для жизни.

СМ. ВЫЖИМКИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ НИЖЕ

Анализ качества общественных пространств и общественной жизни был проведен для центра Москвы, в пределах Садового кольца, а также для двух выбранных участков городской периферии. В этих зонах были изучены наиболее характерные улицы, площади и парки, дающие представление об объектах различного назначения, но позволяющие сформировать общую картину.

Неутешительные выводы

В своем исследовании Ян Гейл приходит к неутешительным выводам: "Москва – компактный и доступный город, который задыхается в транспортном потоке", "Москва – населенный город с развитой культурой в котором интересы людей отодвинуты на второй план" и т.д.

По его мнению, Москва – компактный город, прекрасно подходящий для пеших прогулок и передвижения на велосипеде благодаря небольшим расстояниям, широким улицам и ровной местности. Однако жители столицы практически не гуляют в городе. "Город захватили машины,  а люди загнаны в подземелье", - сетует он. Множество людей каждый день использует для передвижения автомобиль. Эта проблема становится более актуальной с каждым днем, поскольку приводит к серьезной перегруженности ряда улиц, отмечается в исследовании.

Несмотря на то, что город кажется очень перенаселенным, людей на улицах Москвы в несколько раз меньше, чем в мировых столицах. В исследовании приводится сравнение основных "прогулочных" улиц мировых столиц. Так, например, на Тверской улице ежедневно прогуливается около 30 тыс. пешеходов, тогда как по лондонской Оксфорд-стрит можно насчитать около 140 тыс. человек.

Автор: Konstantin Kokoshkin

"Москвичи мало проводят время на площадях и практически не прогуливаются по городу. "Все бегут от метро на работу и обратно. Москва - это не город, где наслаждаются жизнью. Общественные пространства мало приспособлены для прогулок и времяпрепровождения, и качество жизни в городе пока невысоко", - отметил эксперт.

По мнению урбаниста, система общественного транспорта (автобусы, рельсовый транспорт и такси) недостаточно развита и неэффективна. Большая часть общественных пространств и уличной среды занята припаркованными машинами, и остается мало места для общественной жизни. Очень мало людей передвигается на велосипеде из-за неразвитой велосипедной инфраструктуры и опасности на дороге. Качество пешеходной среды очень низкое. Перекрестки и указатели более ориентированы на автомобильный транспорт. Множество парков и площадей с одинаковым назначением и оформлением. В целом им не хватает местного колорита и индивидуальности.

Датский архитектор отмечает, что Москва – зеленый город с удобствами до которых трудно добраться и которыми тяжело воспользоваться. Большинство набережных используются для движения транспорта и парковки, по ним неудобно ходить пешком. В центре города в пределах Садового кольца мало парков и площадей. Центр столицы в основном серый — на улицах практически не видно зеленых насаждений.

Ключевые рекомендации

В результате полуторалетних исследований Яна Гейла и его многочисленных помощников урбанист дал столичным властям ключевые рекомендации как сделать город комфортным для жизни в нем москвичей и туристов. По его мнению, власти Москвы в первую очередь должны уделить внимание трем кольцевым улицам (Бульварному и Садовому кольцу и ТТК), сохранению бульваров, не допустить высотное строительство в центре, благоустроить исторические участки, сделать акцент на набережных и развитию транспортной системы, а также уделить большую роль общественному транспорту и передвижению пешком и на велосипеде.

Одной из целей этих рекомендаций является превращение Москвы из города, где люди ходят пешком только до ближайшего метро в город, где пешие прогулки, езда на велосипеде и общественном транспорте являются основными способами перемещения в центре. От города, где всё сосредоточено на необходимости к привлекательному и удобному для жизни, где люди хотят проводить время, общаться и встречаться с друзьями.

Также Ян Гейл сделал отдельные рекомендации развития таких важных общественных пространств как улиц, площадей, парков и набережных.

Рекомендации для улиц Москвы показывают необходимость создания доступной сети пешеходного движения. В данной теме улицы города рассматриваются как общественные пространства разных видов и размеров, играющие разные роли в городской жизни.

Рекомендации, касающиеся площадей, в первую очередь направлены на превращение территорий, где господствуют машины, в привлекательные общественные пространства с удобной системой транспортного сообщения, которая освободит место для городской жизни.

Автор: Aleksander Polyakov

Рекомендации, касающиеся парков и набережных, направлены на раскрытие их огромного потенциала. По мнению архитектора необходимо сделать парки доступными, связать территории города между собой и предоставить доступ к воде.

Ян Гейл считает, что обширное пространство вдоль реки в центре Москвы нужно превратить в новый парк. Привлекательный и красивый маршрут, интегрированный в пешеходную сеть центра города, будет способствовать развитию общественной жизни на берегах, и люди начнут проводить время ближе к воде, считает признанный эксперт.

Кроме того, по мнению Яна Гейла, следует развивать общественные территории вдоль берегов реки. Обеспечить легкость перемещения пешеходов и велосипедистов от набережных к центральным районам города и обратно. Общественные пространства и берег реки должны дополнять друг друга, считает он.

Также датский архитектор считает, что в Москве необходимо организовать больше зон, благодаря которым пешеходы и велосипедисты смогут попадать на другой берег, тем самым усовершенствовав пешеходную инфраструктуру и сократив расстояние, необходимое для того, чтобы перейти через реку пешком. Придать мостам индивидуальный облик за счет освещения, художественного оформления или рекреационных возможностей.

По мнению Яна Гейла, это все нужно менять, а для этого необходимо развивать общественные зоны в городе, чтобы привлечь людей на улицу. "Если город пригоден для жизни, то это привлекает инвесторов и туристов", - считает архитектор.

Оценка столичных властей

Власти Москвы в целом поддерживают идеи Яна Гейла и многие из них они смогут воплотить в жизнь. Однако с некоторыми они не готовы согласиться.

На презентации новой книги датского архитектора "Москва на пути лучшего города для людей" и.о. заммэра столицы Марат Хуснуллин высоко оценил проделанную работу. "Москва сейчас корректирует Генплан города и рассчитывает, что датский архитектор Ян Гейл будет участвовать в этой работе, - заявил он. -Надеюсь, что его опыт будет полезен".

По словам Марата Хуснуллина, сейчас Москва завершила первый этап работ по развитию общественных пространств и теперь приступит к их внедрению в жизнь.

Некоторые рекомендации Яна Гейла уже понемногу внедряются столичными властями.

"Мы активно занимаемся развитием общественного транспорта. Показатель его использования в Москве самый высокий в мире. У нас сегодня в час пик на общественном транспорте передвигается 77% населения. Ни в одном мегаполисе мира такого показателя нет. И мы сегодня, развивая дальше метро, развивая железную дорогу, хотим достигнуть показателя 80-82%, но это предел", - подчеркнул он.

Как заявил ранее Марат Хуснуллин, задача столичных властей - поменять менталитет москвичей. "Мы увеличим количество пешеходных улиц в столице, и нужно увеличивать их доступность для москвичей", - заявил он.

Марат Хуснуллин также пообещал, что в рамках развития общественных пространств в Москве будут благоустроены все площади. В столице уже ведется благоустройство парков с учетом рекомендаций урбаниста. Ян Гейл оценил работу столичных властей в этом направлении.

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов также отметил, что при разработке генплана на присоединенных территориях уже учитываются идеи Яна Гейла. Так, разработана большая программа по паркам, заложены площади и общественные пространства. Сейчас разрабатываются стандарты благоустройства придорожной сети и тратуаров.

Глава НИИ Генплана Москвы Карима Нигматуллина также отметила, что при разработке проекта планировки территории ЗИЛ уже учитываются создание общественных пространств, создание пешеходных зон вдоль реки и т.д.