Фундаментальная 
библиотека МГУ имени М. В. Ломоносова

Построена по заказу университета в 2005 году по проекту директора ФГУП «Институт общественных зданий», архитектора Глеба Цытовича. К 250-летию главного университета России на Ломоносовском проспекте возвели два помпезных, поставленных друг на друга сундука на ножках. Больше всего это здание похоже на обком брежневских времен: светлый керамогранит, желтые стекла, композиция увенчана бронзой. Внутри оно напоминает кафельное московское метро, но из-за обилия пустых пространств интерьер производит гораздо более гнетущее впечатление. Там удивительно встречаются мраморная стена с дешевым подвесным потолком. Библиотека МГУ – это апофеоз и без того опостылевшего сочетания богатства и глупости.

 

Дом на Большой Тульской улице

Еще один пример брежневской архитектуры – жилой дом на Большой Тульской улице. Гигант, протянувшийся от Серпуховской заставы до Третьего транспортного, получил прозвища дом-корабль, "титаник" и "лежачий небоскреб". Но, несмотря на столь романтичные названия, дом страшно не любим большинством горожан. Москвичи, конечно, хорошо знакомы с безликим индустриальным домостроением, но при своих нетипичных габаритах здание производит особо угнетающее впечатление. В длину дом тянется 400 метров и вмещает 980 квартир. Если верить очевидцам дом даже строился и заселялся поэтапно: когда в крайнем подъезде уже жили новоселы, другая часть еще достраивалась.
Сегодня "лежачий небоскреб" возвышается сырой безликой громадиной над ближайшими улицами. И без того невыразительный серо-бетонный фасад здания в последние годы еще и зарос "мусором" - разномастными кондиционерами, балконным остеклением, отчего общий вид дома еще больше пострадал.

 

"Альфа Арбат Центр"

Офисный комплекс "Альфа Арбат Центр" на старом Арбате, построенный в начале 2000-х, в популярном по сей день стиле "под старину", позже был признан градостроительной ошибкой. С этим согласились и главный столичный строитель того времени Владимир Ресин, и теперь уже бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Бизнес-центр до неузнаваемости изменил Арбатскую площадь и «задавил» своей массой вход на старый Арбат.

 

ТЦ «Наутилус»

Выстроенный в конце 90-х по проекту архитектурного бюро Алексея Воронцова, «Наутилус» сочетает в себе модерн и хай-тек и выглядит откровенным издевательством. Сам автор проекта указывал на заложенную в здание «теплую иронию». Мозаика на фронтоне лишена минимальной логики, а самому фронтону наставлены рога. Со всех сторон из здания торчат металлические трубы, офисные окна и бетонные шары. Громоздкое и разнобокое, по идее оно должно было быть похоже на корабль, но выглядит скорее как куча элементов из разных эпох, наваленных друг на друга.

 

Здание школы телевизионного мастерства В.В. Познера

Здание школы Познера на Малой Дмитровке вошло в список "Самых уродливых зданий" как олицетворение того, что творится в Москве с историческим наследием.

Современное сооружение, построенное по проекту Андрея Бокова, который ныне возглавляет Союз архитекторов России, должно было стать примером бережного отношения к объектам культурного наследия, а в результате буквально проглотило памятник архитектуры. Состоявший на госохране дом XIX века, в 1860-70-х годах принадлежал поэту Плещееву. В 1999 году, когда началось строительство телевизионной школы, несмотря на бурные протесты общественности, дом был снесен до фасадной стены, а на освободившемся месте построен бизнес-комплекс класса А. Уцелевший фасад теперь выглядит как пестрая заплатка на гранитном новоделе.

 

Театр «Et Cetera» под руководством А. А. Калягина

Здание театра во Фроловом переулке открылось в 2005 году и сразу стало причиной скандала: только ленивый не назвал его самым ужасным домом Москвы, а разработавший конструкцию архитектор Александр Великанов даже отказался от авторства проекта. К его разработке приложил руку и сам режиссер Калягин. В одном из интервью он отметил, что хотел соединить в архитектуре «все лучшее, что видел в театрах мира». Судя по всему, от каждого приличного здания он оторвал по детали и свалил их все в одну кучу. Театр «Et Cetera» выглядит так, будто цирк-шапито решили украсить всем, что завалялось среди реквизита: бутафорскими колоннами и арками, гигантской шайбой, башенкой, ренессансными порталами, табернаклями и дюжиной разномастных окон. Похоже на приторный торт.

Здание Центросоюза

Офисное здание эпохи СССР, располагающееся по адресу Мясницкая, 39, стало прародителем всех самых уродливых офисных центров Москвы. Безрадостную серую казарму заклеймили в Союзе архитекторов еще до финала постройки, в 1934 году. Тогда его назвали «великолепной американской тюрьмой». Позже в «Правде» 1936-го писали: «схематизм форм, обнажение конструкций и материалов превращают здание в какое-то странное нагромождение бетона, железа и стекла».

 

Онкоцентр на Каширке

Самый пугающий пример советского брутализма, построенный в семидесятых известнейшим архитектором того времени Игорем Виноградским. Рубленное и массивное здание в качестве больницы выглядит гнетуще и просто бесчеловечно.

 

Панельное жилье

Под последним номером в списке значится не отдельный дом, а целый тип сооружений - панельное жилье. К сожалению, типовое домостроение в Москве не отличается архитектурным разнообразием и красотой. И как бы весело и нарядно не выглядели ряды панельных новостроек в день сдачи микрорайона, их внешний вид быстро устаревает и теряет прежнюю красоту. Поэтому панельные дома 60-70-80 годов постройки имеют сегодня крайне непрезентабельный вид. Некоторые философски настроенные граждане склонны даже винить во всех социальных бедах российского общества наш неказистый жилой фонд: однообразный, скучный и стремительно ветшающий.

 

 

Подготовлено по материалам timeout.ru