Что плохого думают про «зеленое» строительство? А что хорошего? Вроде уже 10 лет, как в России официально существует строительство со статусом «зеленое», но понимания этого термина нет.

В основном, такой статус ассоциируется с объектами так называемого «гринвошинга»*, который как бы эко- био- и все остальное, но на самом деле не имеет ничего (или почти ничего) общего с «зелеными» технологиями.

Обычно к минусам применения «зеленого» строительства относят повышение себестоимости строительства и необходимость использования зарубежных технологий. В реальности же не увеличивать себестоимость при наличии технологий и специалистов вполне реально. А такие технологии и специалисты в России уже есть, хоть их пока и недостаточно.

За рубежом для объектов экологического строительства применяются особые тарифы, государственные льготы и дотации, в России же все еще ориентируются больше на спекулятивный подход к строительству. Но если рассматривать строительство не только в цепочке «построил-продал», а смотреть на весь жизненный цикл объекта от планирования до утилизации, станет очевидным преимущество использования «зеленых» технологий. В том числе экономическое, ведь 80% жизненного цикла объекта — это стадия эксплуатации.

Принцип 4 «Э»:

  • энергоэффективность;
  • экологичность;
  • эстетичность;
  • экономичность.

На российском рынке есть осознанные девелоперы, которые стремятся строить по «зеленым» стандартам. Порядка 10-15% подают заявки на сертифицирование и есть несколько успешных кейсов. Но многие сталкиваются с изменениями концепции во время строительства и до финальной сертификации так и не доходят.

По данным специалистов по недвижимости, приоритеты покупателей обычно строятся таким образом: цена, локация, качество проекта, а затем уже материалы, планировки и благоустройство. Это, несомненно, влияет на концепцию объекта. Клиент готов выбрать «зеленый» дом только при прочих равных, а вот разница в цене квадратного метра скорее склонит его на сторону более дешевого, а не более «зеленого» объекта. 

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век», на примере двух строящихся объектов компании утверждает, что на сегодняшний день вполне реально практически не увеличивать себестоимость строительства при использовании «зеленых» технологий. В первую очередь, этому способствует BIM-проектирование объектов, когда каждое технологическое решение можно взвесить, проверить и оптимизировать еще до стадии строительства — и выбрать оптимальный набор «зеленых» параметров. 

Платить просто за сертификат клиенты не готовы, подтвердила эксперт. Но ведь «зеленое строительство» — это не сертификат, а вполне конкретные параметры объекта, которые нужно до клиента доносить. Если девелопер показывает все выгоды «зеленого» подхода для конечного потребителя — будь то энергоэффективность, снижение затрат на коммунальные платежи, визуальный и акустический комфорт в здании, и пр. — покупатели готовы «голосовать рублем» за такие объекты. Для объектов «Сити-XXI век», премия за «зеленость» составляет от 3% до 7% в цене продажи, а срок окупаемости от 4 до 7 лет, соответственно. 

Вера Бурцева — руководитель рабочей группы по разработке российской профессиональной системы повышения энергоэффективности и экологичности объектов недвижимости GREEN ZOOM, рассказала, что по объектам Сити-XXI век энергетическая эффективность составит 31,07%, экономическая — 24,6% (что эквивалентно 8,4 млн. руб. в год), а снижение выбросов CO2 27,19% для миниполиса Серебрица, и 31,33%, 28,36% (9,6 млн. руб. в год) и 30% для их нового объекта в Опалихе, соответственно, т.е. эксплуатация этих объектов обойдется клиентам на 24,6% относительно конкурентного окружения. 

Международная сертификация зачастую кажется обывателям «надежнее». Но при выборе сертификата перед застройщиком встают несколько вопросов. Зачастую более дорогая сама по себе и подразумевающая использование зарубежных технологий и материалов, международная сертификация изменит все же себестоимость строительства, а, следовательно, и цену для покупателя. Да и сама процедура не из легких. В России нет собственного авторизованного представительства, например, BREEAM, которое могло бы проводить сертификацию на месте и на русском языке. 

Главным вопросом второй сессии Девелоперской среды стал: «Готовы ли вы купить „зеленый“ объект?»

Сам по себе сертификат на сегодняшнем рынке не ценность для клиента. Он лишь подтверждение намерений девелопера создать определенную среду для жизни. Скорее маркетинговый ход. Там не менее, строительство «по-зеленому» служит не только для привлечения клиентов, но и реально экономически выгодно застройщикам уже на этапе строительства.

Все же сейчас покупатели квартир, особенно в высокобюджетном сегменте, при выборе проекта все больше обращают внимание и на материалы, и на технологии строительства, и на системы инженерии.

 

Информационная справка:

*Гринвошинг — экологичное позиционирование компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований. Термин «гринвошинг» возник из комбинации английских слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), т.е. буквально — «зеленое отмывание». (прим. редакции).