Конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации (столица с присоединенными в этом году территориями) стартовал в январе 2012 г. Организаторами конкурса являлись — рабочая группы при президенте РФ, исполнительные власти Москвы и Московской области, Союз архитекторов России и Российская академия архитектуры и строительных наук. На конкурс было подано 67 заявок от российских и зарубежных команд архитекторов, среди них было отобрано 10 авторских коллективов. С каждым из коллективов Москва в феврале подписала контракт на 250 000 евро, то есть город уже заплатил за идеи архитекторов 2,5 млн евро. В дальнейшем эти идеи будут обобщены в техническом задании на разработку нового Генплана «большой Москвы».

В конце лета 10 разработанных проектов были представлены на выставке, открывшейся в парке им. Горького.

Представляем Вашему вниманию проект команды-фаворита конкурса - Antoine Grumbach et Associes.

Antoine Grumbach et Associes  акцентировала внимание на транспортных проблемах Большой Москвы и развитии транспортной инфраструктуры и предложила создать «линейный город» и «заштопать» разрывы в потенциальных общественных пространствах центра и периферии Старой Москвы.

Проект, разработанный командой Antoine Grumbach et Associes   основан на принципе «Город в лесу/лес в городе», что по сообщению участников команды, позволит развивать новые территории без потери их идентичности.  Большая Москва по замыслу проектировщиков должна превратиться в большой, единый организм, с развитой транспортной сетью.

По замыслу авторов, Москву должно опоясать железнодорожное кольцо, по которому будут перемещаться поезда со скоростью около 160 км/ч. Скоростные железнодорожные маршруты должны связать аэропорты и район Коммунарки. На первом этапе полукольцо соединит четыре аэропорта – Домодедово, Остафьево, Внуково и Шереметьево – и пройдет через будущий административный цент в Коммунарке. Протяженность этого полукольца составит 90 км. 

Проектом также предусматривается создание радиальных веток скоростного метро, первая из которых - NML («Новая Московская Линия»), станет осью развития Большой Москвы.  Предполагается укрепление основных осей столицы: Новой Московской линии (Три вокзала – Кремль -Зарядье - Киевская - Университет - Калужская - Ворота Новой Москвы) и Москвы -реки как оси экологического развития (от Тушино до Курьяново). Кроме этого, проект предполагает формирование новых градостроительных центров вдоль Новой Московской линии: Коммунарка-Сосенки, Десна, Троицк-Красная Пахра, Чириково, Рыжово.

Новая московская линия метро пройдет от трех вокзалов через будущий административный центр в Коммунарке, Троицк, к подмосковному городку Рыжову и соединит старую Москву с ее новыми районами практически до Калужской области. Вокруг НМЛ будет формироваться жилая застройка с большой площадью озеленения. Авторы проекта обещают соблюдать пропорции площади застройки с площадью зелени в пропорции 50/50. Жилые кварталы будут средней этажности. За основу возьмут архитектурные принципы жилищного строительства 1950-х годов. Такой же принцип застройки будет применяться в пределах большого железнодорожного кольца, которое соединит аэропорты.

Станции будут находиться на расстоянии 5-7 км друг от друга. От Кремля до Коммунарки будет реально добраться за 5-7 мин. По мнению создателей проекта, скоростной общественный транспорт  должен  обрастать дополнительными мультимодальными системами. Предлагаемое проектное решение предусматривает снижение существующей загрузки улично-дорожной сети Москвы на 40-50%.

Технология строительства Новой Московской Ветки метро предполагает несколько этапов. На первом этапе вагоны будут находиться под открытым небом, хоть и ниже уровня земли. Через 5–-10 лет вдоль линии метро будут пущены параллельные линии скоростного трамвая. Его скорость составит 50–60 км/ч. Проект трамвая также должен быть разработан дополнительно. Количество остановок трамвая и метро не будет совпадать, трамвай бедт останавливаться реже. На третьем этапе вагоны спрячут под землю.  

 

 

После того как будет построен второй участок железнодорожного полотна и кольцо замкнется, планируется протянуть внутри железнодорожную артерию в западном направлении от трех вокзалов и построить по периметру кольца еще одни вокзал «азиатского направления».

Пять из девяти московских вокзалов будут передвинуты ближе к периметру большого железнодорожного кольца. На местах останутся Киевский и три вокзала –Ленинградский, Ярославский и Казанский. Предполагается существенное этих вокзалов. В частности, все железнодорожные пути уйдут под землю, а освободившаяся территория будет облагорожена.

В следующие 5–10 лет на территории Большой Москвы будет два административных центра. Основной будет в Коммунарке. В историческом центре останется лишь малая часть основных органов власти, например, приемные. 

 Французская команда Antoine Grumbach et Associes, кроме прочего, предлагает сделать Кремль открытой пешеходной зоной и даже построить там вокзал. Территорию Кремля предлагают озеленить, Кремлёвскую набережную и Васильевский спуск сделать полностью пешеходными, высадить там деревья. В Зарядье должен разместиться Международный деловой центр.

Отметим, что бюджет проекта Новой Москвы французской команды Antoine Grumbach et Associes составляет 7.5 триллионов рублей. По мнению участников проекта на его реализацию уйдет от 30 до 50 лет. Но первая очередь проекта может быть реализована уже сейчас: в течение первых трех-пяти лет.

Источники: aif.ru, vedomosti.ru, slon.ru