24 мая в Москве состоялась конференция «Управление коммерческой недвижимостью: опыт и перспективы внедрения IT-решений». Организатор мероприятия - Ассоциация профессионалов рынка недвижимости REPA. Управляющий партнер ILM - Андрей Лукашев рассказал участникам рынка о влиянии IT-решений на риски и доходность при управлении объектом недвижимости.
С момента основания компания ILM уделяляет серьезное внимание работе с большими массивами данных и развитию онлайн-технологий, которые помогают участникам рынка быстро решать свои задачи в сфере коммерческой недвижимости.
По мнению Андрея Лукашева, рынок движется к уберизации процесса подбора коммерческих площадей, когда работа большого количества брокеров оптимизируется современными IT-решениями. Уже сейчас такой подход актуален в отношении небольших площадей: на специализированных сайтах можно за считанные минуты подобрать вариант офиса, договориться о просмотре и заключить сделку. Для брокеров уберизация означает возможность увеличить количество клиентов, для собственников –повышение спроса и просмотров. А в целом процесс стоит рассматривать как новый мощный драйвер рынка.
Тренд или система?
Внедрение IT технологий в сфере коммерческой недвижимости
Совокупная капитализация рынка коммерческой недвижимости Москвы составляет сегодня более 100 млрд $. В предметном выражении это означает более 2000 офисных объектов, более 300 торговых центров, более 1600 складов. Что требуется арендатору? Найти и вычленить из этой массы наиболее подходящее ему предложение. Что нужно собственнику? Получить стабильный арендный поток. Как можно максимально упростить данные процессы? С помощью уберизации, убирая лишние элементы в цепочке и создавая надежные и понятные IT-решения для пользователей, как это делает онлайн-сервис подбора офисной недвижимости AMO.RU, которая компания ILM развивает с 2010 года. С помощью нескольких фильтров сервис помогает подобрать оптимальный для арендатора вариант офиса. Более того, арендатор может здесь же договориться о просмотре и заключить сделку. На сегодняшний день специалисты amo.ru организуют более 350 показов офисных помещений в месяц, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению.
"В индустрии, ориентированной на взаимоотношения, такой как Real Estate, крайне важно, чтобы любое IT решение улучшило и дополнило существующий опыт, который несут люди. Технология должна быть интуитивно понятной и обеспечивать позитивный и упрощенный опыт для каждого пользователя - консультанта, арендатора, собственника. Технология должна помочь участникам рынка упростить рутинные действия. И современные IT решения в Real Estate помогают: быстро найти смысл, быстро найти данные, которые могут помочь принимать организационные и управленческие решения, быстро получить экспертизу, быстро избавить от рутины, зарабатывать деньги. Быстро", комментирует Руководитель проекта AMO.RU - Анна Воробьева. Она также добавляет, что: "В рамках проекта AMO.RU мы разработали продукт под названием Лаборатория Собственника - AmoLab, это личный кабинет собственника, который позволяет не только получать заявки от потенциальных арендаторов, но и мгновенно получать всю аналитику по своим объектам (спрос, конкурентоспособность), а также проводить анализ выбранного суб-рынка. Такой подход в работе с недвижимостью имеет целью сделать рынок прозрачным, простым и понятным для каждого владельца и девелопера. Тестирование AmoLab показало, что крупные девелоперы и собственники небольших зданий и офисов ждали такой ресурс, чтобы упростить процесс сбора аналитической информации и сэкономить на реализации маленьких площадей. Мы видим активный интерес к продукту и запросы на сопровождение этого сегмента силами IT-решений и с помощью уберизации".
В чем заключаются преимущества уберизации
Убер координирует агентов рынка в реальном времени, что существенно экономит временные затраты. Брокеры благодаря этому могут вести большее число клиентов, оптимизировав рабочие процессы. Арендаторы избавлены от самостоятельного мониторинга рынка, анализа, прозвона и «пустых» просмотров. Собственники получают гарантированные просмотры – а следом за ними и реальных клиентов, экономя на рекламе. И все это – в несколько кликов.
В итоге каждый из участников убера получает очевидную выгоду и значительно снижает материальные и нематериальные издержки. Кроме того, происходит определенная саморегуляция рынка:
- создаются простые общепринятые правила, которые участники должны соблюдать;
- ценообразование становится прозрачным;
- потребитель (арендатор) получает возможность самостоятельного мониторинга определенного сегмента.
Убер-будущее
Использование IT технологий – это правило, а не исключение для игроков рынка, которое определенно станет системой. Вопрос, как далеко смогут зайти участники рынка в цифровую реальность...покажет время, но неизбежность этого пути уже подтвердила смена парадигмы и уже внедренные и успешно работающие IT решения и продукты.
People business - да. Paper and pen industry - уже давно нет.