Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании КРОК рассказывает о перспективных трендах

Каковы, на Ваш взгляд, актуальные и перспективные тренды в организации офисных пространств?

Главные тренды - комфортная офисная среда, отказ от закрепленных рабочих мест и создание коворкингов в рамках компании. И, конечно, концепция Phygital - интеграция онлайна и офлайна в офисном пространстве, как это, например, сделал “Альфа Банк”. 

Мы идем к тому, чтобы управлять всей инфраструктурой офиса из одного приложения. К нам регулярно приходят компании, которые хотят максимально автоматизировать все процессы в офисе - от бронирования рабочего места и заказа кофе до управления переговорными комнатами и инженерными системами. 

Какие новые решения / технологичные решения возникли в ответ на требования к санитарной безопасности офиса? Есть ли примеры? Будут ли они актуальны в перспективе ближайших 5 лет?

Во-первых, с началом пандемии вырос спрос на биометрические решения в сфере безопасности и управления контролем доступа. Для компаний это и повышение надежности системы контроля доступа, и сокращение прямых контактов, и удобство использования системы сотрудниками, и возможность объединения в одном устройстве нескольких функций (не только распознавание лиц, но и контроль температуры, наличие маски на лице). 

Развиваются и технологии, связанные с обеззараживанием воздуха. Например, не так давно появились устройства, которые, в отличие от стандартных рециркуляторов, непрерывно воздействуют на все пространство и поверхности в помещении. Они излучают ультрафиолетовый свет с длиной волн 222 нм, который повреждает РНК патогенных микроорганизмов, в том числе SARS-CoV-2. При этом такая длина волны безопасна для человека, так что устройства могут быть включены в течение всего рабочего дня. 

Будут ли актуальны такие решения в перспективе трех-пяти лет, будет зависеть от общей эпидемиологической ситуации в мире. Но так или иначе, за время пандемии запросы к рабочему пространству у сотрудников изменились, и думаю, мы еще увидим новые технологии, которые помогут сделать офисы максимально безопасными. Тем более, что после пандемии такие решения можно использовать во время сезонного подъема вирусных заболеваний.  

Продолжит ли дальнейшее развитие тренд отказа от open-space с постепенным переходом на agile-space (гибкие пространства) или компании все-таки останутся в классических офисах с открытой или смешанной планировкой?

Этим летом мы провели собственный опрос среди представителей компаний, чьи офисы находятся в Москве и других крупных городах. Большинство из них сообщили, что в связи с пандемией пересмотрели подход к рабочим пространствам. Основные нововведения касались трансформации помещений, удаленного бронирования рабочих мест и новых возможностей для сотрудников при проведении встреч и мероприятий в гибридном формате. Этот опрос отчасти подтверждает, что тренд на гибкие пространства с нами надолго. Компании, которые имеют классические офисы, будут постепенно их менять  - например, отдавая часть пространства под незакрепленные рабочие места, увеличивая количество мест для командной работы и создавая коворкинги. 

Какие цифровые изменения в офисе будут необходимы при переустройстве офиса в соответствии с современными трендами? Готовы ли компании нести расходы на цифровую трансформацию офиса?

Компании, которые задумываются о будущем, занимаются модернизацией офисов уже сейчас. Чтобы трансформируемый офис был по-настоящему комфортным, инженерные системы, обеспечивающие комфорт, также должны быть гибкими. Например, не так давно в одном из офисов мы предложили использовать вместо воздуховодов пространство фальшпола в опенспейсах и конференц-залах для распределения воздуха систем вентиляции и кондиционирования. Благодаря этому заказчик может изменять конфигурацию помещений, затрачивая при этом меньше времени и ресурсов. 

Вместо закрепленных рабочих мест в офисах стали появляться коворкинги, а следом - приложения для удаленного бронирования рабочих мест. Это источник полезной аналитики для дальнейшей модернизации офиса. 

В связи с возросшим спросом на удаленные коммуникации, нельзя недооценивать и мультимедийные технологии. Если сотрудники 50-70% рабочего времени проводят в Zoom или Webex, то требования к качеству картинки и звука сильно возрастают: никто не хочет общаться с "залипающим" коллегой и при этом тратить время на подготовку переговорной комнаты для такой встречи. Мы видим, что требования рынка к качественному звуку становятся все жестче - важно, чтобы встречи проходили в комфортном режиме как для онлайн, так и для офлайн участников.