Арендаторы становятся более требовательными при выборе офиса. Как новые потребности арендаторов меняют рынок? Какие форматы офисных центров наиболее востребованы? 

Специалисты amo.ru проанализировали 30 000 входящих обращений от потенциальных арендаторов офисов за 2016 -2017 гг. и выявили следующие параметры в предпочтениях:

  • Качество бизнес-центра при адекватной цене
  • Презентабельный внешний вид 
  • Близость метро

Близость метро остается одним из важных критериев при выборе офиса, но «Кремлевская» зона и зона в пределах Садового кольца не являются самыми приоритетными. Потенциальные арендаторы все чаще готовы рассматривать объекты в пределах ТТК и в непосредственной близости к ТТК.

  • Наличие отделки в офисе (обязательный критерий для компаний малого и среднего бизнеса)
  • Наличие мокрой точки для организации кухни 
  • Наличие парковочных мест, предоставляемых арендатору по договору аренды
  • Наличие профессиональной управляющей компании 
  • Инфраструктурная обеспеченность

Идеально, если бы арендаторы могли самостоятельно формировать пакет опций, который они получат при аренде офиса, но, к сожалению, подобных предложений пока не много. Такой формат сотрудничества распространен, в основном, при аренде небольших готовых офисов или рабочих мест в коворкингах и бизнес-центрах формата Regus.

Согласно исследованию сотрудников делового квартала Neopolis, для 77% арендаторов важна хорошая транспортная доступность бизнес-центра, наличие вместительного паркинга отметили 43% респондентов и кафе - 50%. Интересно, что 42% соискателей назвали ключевым для офисного центра наличие фитнес-клуба, 32% хотят видеть в БЦ релакс-зоны, а 26% - благоустроенную территорию для прогулок.  

Потребности растут, компаниям не достаточно просто стен и столов, им нужна «особенная» среда, способная удовлетворить разнообразные потребности. Сегодня развитая инфраструктура бизнес-центра играет определяющую роль при принятии решения о расположении своего офиса.  Этим объясняет рост популярности деловых кластеров (деловых ареалов), которые органически соединяют в себе офисную жизнь, отдых и развлечения. Внутри них появляются благоустроенные территории, мини-парки, аллеи со скамейками, не говоря уже об обширной инфраструктуре со множеством кафе, ресторанов, магазинов. 

«У поколения Y совсем другие приоритеты, чем у их родителей. Они стремятся соблюдать баланс между работой и личной жизнью и не готовы отказываться от личностного роста ради работы. Поэтому стандартные офисные центры со столом, компьютером и стулом, не способны удовлетворить потребности нового поколения к офисным пространствам», считает Светлана Григорьева, директор по маркетингу Делового квартала Neopolis. «Стоит отметить, что многие девелоперы и управляющие компаний усиливают инфраструктурную составляющую офисного центра. Например, работая над нашим проектом первого в России lifestyle-центра, мы учли требования потенциальных арендаторов и их сотрудников, включив в состав Делового квартала Neopolis фитнес-клуб с бассейном, салон красоты, детские творческие мастерские, кафе и рестораны, благоустроенные зоны для отдыха, которые будут доступны не только арендаторам, но и всем жителям Новой Москвы», добавляет Светлана

Деловые кластеры можно разделить на разные группы: деловые районы (аналоги «Москвы-Сити»), проекты редевелопмента бывших заводов и бизнес-парки. Среди арендаторов популярностью пользуются такие проекты.

«Еще в начале 2000-х годов офисные центры были в новинку», утверждает Михаил Миронов, коммерческий директор «Р7 Групп» (входит в IPT Group). «Здания бывших НИИ, административные здания заводов, гостиницы считались нормальными офисами. Построенные специально для выполнения офисных функций здания можно было пересчитать по пальцам. Среди них – бизнес-центры «Чайка Плаза, офисная башня «Макдональдс» в Гнездниковском переулке. Однако за 17 лет на рынке появился новый продукт – полноценный офисный кластер Москва-Сити, который не уступает международным аналогам ни по транспортной доступности, ни по качеству. Считаю, что бизнес-центры нового поколения, расположенные в созданном деловом районе Москвы, можно считать новым ориентиром  в офисном строительстве», комментирует Михаил.

«Если говорить конкретно о «Москве-Сити», то в последнее время проблем с заполняемостью не наблюдается: за первую половину текущего года половина всех дорогостоящих сделок в ЦО была заключена как раз здесь», утверждает Ольга Угрюмова, Руководитель проектов M1 Development.

В чем секрет успеха Москва-Сити? Дело в том, что ставки аренды в небоскребах Сити сопоставимы с бизнес-центрами класса А и Б+ в ЦАО, а качество офисных помещений, уровень обслуживания и инфраструктура находятся на гораздо более высоком уровне. Кроме того, здесь кипит своя "особенная жизнь" и многим компаниям-арендаторам важно оущащть себя частью этой жизни.

Какими качествами должен обладать современный бизнес-центр? 

«Уровень инфраструктуры бизнес-центра должен быть не просто удовлетворительным, а действительно высоким. Предварительно, еще при разработке концепции и плана будущего БЦ, нужно внимательно оценить инфраструктуру всего района: наличие торговых центров, банков, аптек, спортивных залов, супермаркетов. Такой анализ поможет найти что-то, чего не хватает на рассматриваемой площади, и реализовать эту недостающую составляющую в будущем на территории бизнес-центра», считает Ольга Угрюмова, Руководитель проектов M1 Development.

Эксперты также сходятся во мнении, что хоршая транспортаня доступность в сочетании с развитой инфраструктурой обеспечивают быструю реализацию проекта. 

Верейская

Если размышлять о будущем офисных центров, то с уверенностью можно сказать, что арендодателям придется заботиться о своих арендаторах, создавая дополнительные удобства и повышая качество обслуживания, чтобы в будущем обеспечить себя стабильным денежным потоком. Столовя, кафе, фитнес-центр - это лишь минимум, который должен присутстовать в каждом бизнес-центре. А проекты с интересной и необычной концепцией и с максимальным набором опций однозначно будут выигрывать в конкурентной борьбе за арендатора.