Будьте настойчивы: переговоры арендатора и собственника – это своеобразная шахматная партия. Нюансы, которые остались невыясненными, могут оказаться критичными для вашей компании. Но еще хуже, если к арендной ставке добавятся другие платежи, на которые вы совершенно не рассчитывали. В общем, следуйте принципу «доверяй, но проверяй».

Осмотр помещения

В некоторых случаях помещение стоит измерить хотя бы по периметру и убедиться, что оно соответствует заявленной собственником площади. Состояние офиса нужно рассмотреть детально:

  1. Нет ли дырок, трещин, повреждений покрытия на стенах;
  2. Проверьте, как работают инженерные  системы: включите кондиционеры и систему вентиляции. В помещении не должно появиться неприятного запаха и излишнего шума. Средняя температура в офисе должна держаться в диапазоне от +20 до +25°С. При достижении отметки термометра в 26 градусов и ее превышении организм человека «млеет от жары», замедляется реакция, повышается утомляемость.
  3. Уточните о времени работы инженерных систем в здании, чтобы не возникло ситуации, что в 19.00 в ваш офис прекратят подачу воздуха
  4. Проверьте сколько розеток в помещении и сколько потребуется вам лично. Возможно ли  установить дополнительные розетки?
  5. Проверьте санузел все мокрые точки – достаточно ли их? Все ли исправно работает.
  6. Если офис сдается с мебелью – проверьте ее состояние.

Вопросы собственнику, которые нужно обязательно задать на просмотре офиса:

  • У арендатора нередко возникает необходимость переоборудовать помещения, чтобы они соответствовали потребностям бизнеса, поэтому нужно сразу уточнить:  возможно ли это сделать? За чей счет? Какую часть расходов собственник готов взять на себя?
  • Если необходим ремонт, готов ли собственник предоставить вам арендные каникулы? На какой период?
  • Есть ли в договоре пункт о «нормальном износе», кто ремонтирует оборудование, если оно выйдет из строя?
  • Согласен ли собственник устранить все выявленные недочеты до момента вашего въезда и зафиксировать это в договоре или в ате приема-передачи помещения?
  • Включены ли в договор условия по неотделимым улучшениям? На кого ложатся расходы по ним?

Проверка связи: вопросы собственнику:

  • Какие провайдеры обслуживают здание?
  • Можно ли завести в офис своего провайдера?

Помните, на оплате связи можно и нужно экономить – но не питайте иллюзий, что это важно и собственнику.

Вход – рубль, выход – два

Помещения бизнес-центров находятся под охраной, а система безопасности подразумевает контроль доступа в каждый офис. За охрану при этом необходимо будет платить. Режим посещения офисов варьируется от стандартного рабочего времени до круглосуточного. И это обязательно нужно узнать, чтобы ваши сотрудники не попали в неловкую ситуацию, когда их не пускают в офис после определенного времени,  или требуют немедленно покинуть помещение, когда они еще не закончили работу.

Если Ваша  сфера деятельности предполагает большой клиентский поток, уточните насчет особенностей организации пропускного режима в здании.

Вопросы собственнику:

  1. Каков режим посещения бизнес-центра?
  2. Как можно попасть в офис в неурочное время при форс-мажорных обстоятельствах?
  3. Как происходит процесс заказа пропусков для гостей?

Арендная ставка, OPEX и коммунальные платежи

Далеко не всегда арендная ставка включает операционные расходы и коммунальные платежи. Чаще всего собственники экспонируют только базовую арендную ставку, очищенную от  иных платежей (НДС, OPEX и оплаты коммунальных  услуг).

 Вопросы собственнику:

  1. Что именно входит в OPEX, и можете ли вы самостоятельно заключать договоры с какими-то сервисами на поставку услуг?
  2. Установлены ли счетчики для расчета коммунальных платежей? Если нет, то возможно ли это сделать?
  3. Как  происходит индексация арендной платы?
  4. Входят ли в арендную плату парковочные места и сколько?  Или за них нужно заплатить отдельно?
  5. Сколько стоит аренда 1 парковочного места в месяц и сколько парковочных мест могут выделить на Вашу площадь?

Предъявите документы

Кто показывает вам офис – собственник или арендатор, решивший сдать излишек площадей в субаренду? Последний вариант может оказаться сюрпризом для собственника. Поэтому вам должны предоставить документы на право собственности (с адресом офиса), договор аренды, в котором разрешена субаренда, технический паспорт помещения.

Фиксируйте абсолютно все договоренности в договоре и используйте точные формулировки! И обязательно изучите готовый договор в спокойных условиях. Мы рекомендуем пользоваться бесплатными услугами профессиональных консультантов: в этом случае правильные вопросы (даже те, про которые вы не подумали) будут заданы, а ответы – получены и ваши интересы учтены.

Эксперты AMO.RU помогут совершенно бесплатно подобрать офис, который вдохновит ваш бизнес. Переходите на сайт и оставляйте завяку на обратный звонок.