Мы хотим обратить внимание на принципиально важные моменты, которые помогут сориентироваться в разнообразии предложений на рынке Москвы и не допустить критичных ошибок при заключении договора аренды. Чтобы вам не потребовалось снова искать помещение через год-два из-за разногласий с собственником, используйте Краткий Гид АМО.RU - "Инструкция по аренде: Простые правила сложного выбора офиса"
1. Большая площадь не равна большому удобству
- Оцените планировку помещения
- Сделайте тестовую рассадку.
- Определите какие подразделения могут работать в формате openspace, а для каких отделов необходимо выделить отдельные кабинеты?
Если собственник предлагает выбор свободных помещений, это большой плюс.
2. За чей счет будет осуществлена перепланировка/отделка?
На фото офис в бизнес-цертре "Гранд-Сетунь Плаза"
Как правило, любой офис придется адаптировать «под себя»:
- За чей счет будет осуществлена перепланировка?
- Будут ли предоставлены арендные каникулы?
Эти моменты необходимо обсудисть с арендодателем еще на этапе просмотра офиса и не забыть включить эти пункты в договор аренды.
3. Оцените инженерную инфраструктуру офиса
- Отвечает ли она заявленной собственником?
- Достаточно ли ее мощностей для обслуживания вашего количества сотрудников и обеспечения нормального микроклимата внутри офисного помещения?
- Позволяет ли существующая разводка инженерных систем сделать необходимую вам перепланировку в офисе?
Обязательно отразите необходимые технические условия в договоре.
4. Условия платежей
- В договоре должна быть четко прописана ставка аренды, НДС и порядок выплат.
- Также четко необходимо определить штрафные санкции за несвоевременную оплату и досрочный выход из договора аренды.
5. Естесвенный износ помещения
На фото офис в бизнес-цертре GasField
Пункт о «естественном износе» помещения должен быть оговорен и зафиксирован:
- Арендодатель может потребовать выполнить ремонт за счет арендатора и вернуть помещение в исходное состояние
- Для арендатора это может быть невыгодно. Этот момент не стоит упускать из внимания.
6. Размер OPEX (операционных расходов)
- Обязательно обсудите размер OPEX (операционных расходов) и уточните, что входит в данные затраты.
- Есть ли возможность заключить отдельные договоры с рядом сервисов – охраной, провайдерами, службой клининга?
7. Расторжение договора аренды и санкции
Иногда в договоре аренды указано, что расторжение возможно только в судебном порядке.
- Необходимо прописать срок подачи уведомления о расторжении договора.
- Обсудит санкции за досрочное расторжение договора.
Собственнику выгодно в этом случае оставить обеспечительный платеж, но данное условие поддается корректировке: сумму можно снизить или вообще удалить из договора.
8. Важные условия
- Укажите срок договора и коммерческие условия.
- В договоре должны быть указаны площадь объекта, этаж, номер на поэтажном плане, кадастровый номер, план помещения (в приложении к договору).
9. Зона комфорта
Комфортные условия работы в офисе повышает производительность сотрудников. Поэтому дополнительные бонусы будут весьма кстати. К их числу относится удобная парковка или корпоративные шаттл-басы, курсирующие от ближайшей станции метро, наличие фитнес-центра или спортзала в здании бизнес-центра, зоны отдыха на свежем воздухе (во дворе или на террасах). Разумеется, в комплексе должна быть столовая или кафе для сотрудников.
Посмотреть актуальные варианты офисов в аренду и на покупку без комиссии, от собственников можно на AMO.RU. Оставляйте заявку на понравившийся офис, консультант перезвонит вам и в тот же день организует просмотр.