Мы хотим обратить внимание на принципиально важные моменты, которые помогут сориентироваться в разнообразии предложений на рынке Москвы и не допустить критичных ошибок при заключении договора аренды. Чтобы вам не потребовалось снова искать помещение через год-два из-за разногласий с собственником, используйте Краткий Гид АМО.RU - "Инструкция по аренде: Простые правила сложного выбора офиса"

1. Большая площадь не равна большому удобству

  • Оцените планировку помещения
  • Сделайте тестовую рассадку.
  • Определите какие подразделения могут работать в формате openspace, а для каких отделов необходимо выделить отдельные кабинеты?

Если собственник предлагает выбор свободных помещений, это большой плюс.

2. За чей счет будет осуществлена перепланировка/отделка?


На фото офис в бизнес-цертре "Гранд-Сетунь Плаза" 

Как правило, любой офис придется адаптировать «под себя»:

  • За чей счет будет осуществлена перепланировка?
  • Будут ли предоставлены арендные каникулы?

Эти моменты необходимо обсудисть с арендодателем еще на этапе просмотра офиса и не забыть включить эти пункты в договор аренды.

3. Оцените инженерную инфраструктуру офиса


  • Отвечает ли она заявленной собственником?
  • Достаточно ли ее мощностей для обслуживания вашего количества сотрудников и обеспечения нормального микроклимата внутри офисного помещения?
  • Позволяет ли существующая разводка инженерных систем сделать необходимую вам перепланировку в офисе? 

Обязательно отразите необходимые технические условия в договоре.

4. Условия платежей

  • В договоре должна быть четко прописана ставка аренды, НДС и порядок выплат.
  • Также четко необходимо определить штрафные санкции за несвоевременную оплату и досрочный выход из договора аренды.

5. Естесвенный износ помещения

Офис в бизнес-центре GasFiled

На фото офис в бизнес-цертре GasField

Пункт о «естественном износе» помещения должен быть оговорен и зафиксирован:

  • Арендодатель может потребовать выполнить ремонт за счет арендатора и вернуть помещение в исходное состояние
  • Для арендатора это может быть невыгодно. Этот момент не стоит упускать из внимания.

6. Размер OPEX (операционных расходов)


  • Обязательно обсудите размер OPEX (операционных расходов) и уточните, что входит в данные затраты.
  • Есть ли возможность заключить отдельные договоры с рядом сервисов – охраной, провайдерами, службой клининга?

7. Расторжение договора аренды и санкции

Иногда в договоре аренды указано, что расторжение возможно только в судебном порядке.

  • Необходимо прописать срок подачи уведомления о расторжении договора.
  • Обсудит санкции за досрочное расторжение договора.

Собственнику выгодно в этом случае оставить обеспечительный платеж, но данное условие поддается корректировке: сумму можно снизить или вообще удалить из договора.

8. Важные условия

  • Укажите срок договора и коммерческие условия.
  • В договоре должны быть указаны площадь объекта, этаж, номер на поэтажном плане, кадастровый номер, план помещения (в приложении к договору).

9. Зона комфорта

Комфортные условия работы в офисе повышает производительность сотрудников. Поэтому дополнительные бонусы будут весьма кстати. К их числу относится удобная парковка или корпоративные шаттл-басы, курсирующие от ближайшей станции метро, наличие фитнес-центра или спортзала в здании бизнес-центра, зоны отдыха на свежем воздухе (во дворе или на террасах). Разумеется, в комплексе должна быть столовая или кафе для сотрудников.

Посмотреть актуальные варианты офисов в аренду и на покупку без комиссии, от собственников можно на AMO.RU. Оставляйте заявку на понравившийся офис, консультант перезвонит вам и в тот же день организует просмотр.