На онлайн-сервисах по аренде или покупке коммерческой недвижимости нет критериев или фильтров, с помощью которых можно выделить экологически безопасные офисы. Первостепенную роль играет локация, отделка, инженерные системы, а также развитая инфраструктура и наличие парковочных мест, экология же пока ещё остается в тени.

Микроэкология офиса оказывает непосредственное влияние на здоровье и, следовательно, работоспособность сотрудников. Неблагоприятная среда в офисе подрывает трудоспособность всего коллектива, что, следовательно, приводит компанию к материальным убыткам.

Наверняка всем знакомо "состояние сонливости", когда вы пребываете на рабочем месте. Стоит только выйти за пределы офиса и вы сразу чувствуете прилив сил и бодрости. Что это: лень, усталость, возможно, в офисе просто не достаточно кислорода?

Насколько серьезна проблема экологии офиса? Рассмотрим мнения экспертов.

maxresdefault

Источник фото: intermain Australia, офис компании WWF в Австралии

Константин Степанов, аналитик amo.ru отмечает: "Экологическая политика – такой же сегмент в системе корпоративного управления, как facility management и property management. Современные офисные здания могут представлять значительную экологическую угрозу. Особенно это касается бизнес-центров, которые располагаются на территориях бывших промышленных зон или в экологически неблагополучных районах Москвы. Прежде всего, опасность заключается в высокой степени загрязненности воздуха в закрытых помещениях. Условно можно разделить загрязнения на химические и микробиологические. Помимо химических соединений воздуха, проникающих снаружи, например, оксидов азота, бензола, сероводорода, опасность может представлять и современная офисная мебель. Её несущей основой является композиция древесины и синтетической смолы. В процессе старения материалы постепенно разлагаются, и если систематически не очищать воздух, то накопленные загрязнители превращаются в ядовитые продукты - антропотоксины. Также источниками загрязнения могут быть древесностружечные материалы и полимеры, используемые при настилке полов, для внутренней отделки стен, декоративный пластик, фанера, а также асбест, используемый при изготовлении изоляционных и огнестойких материалов. Повышенное содержание органических веществ, выделяющихся из отделочных материалов, обусловлено использованием самых дешевых и, следовательно, некачественных материалов.

Неправильная эксплуатация систем отопления, вентиляции и кондиционирования также может привести к вторичному выделению частиц загрязнителей. Биологическое загрязнение может размножаться во многих частях системы кондиционирования и распространяться по всему помещению"

Насколько популярны сегодня экологичные офисные пространства?

Максим Рукавицин - эколог-консультант, основатель EcoShopper отмечает: "Экологичные офисные пространства становятся всё более востребованы и мода на них растет. Однако, наиболее востребованной организация таких офисов остается у западных компаний, базирующихся в России, поскольку экологическая сертификация офиса прописана у них в обязательных требованиях.  Он также отмечает, что компаниям проблеме экологии офиса стоит уделять достаточное внимание, поскольку обычно офисы с точки зрения экологии и энергоэффективности организованы крайне плохо, что приводит к дополнительным затратам, стрессам и повышенной усталости персонала, а также к частым болезням".

Экологический менеджмент как раз призван помочь решить задачу правильной организации  микроклимата в помещении. Понятие экологического менеджмента включает в себя и такие показатели как освещенность помещения, площадь офиса, коэффициент отражения поверхностей и показатель воздухообмена. Со стороны государства эта сфера регулируется двумя правовыми актами: федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. В них содержатся общие требования к микроклимату в офисах. В целом, российские стандарты схожи с международными нормами за некоторым исключением. Так, например, норма достаточного освещения в России составляет 120-150 люксов (1 люкс - 1 люмен на кв.м), в Европе она должна быть не менее 200 люксов. Существенно ниже ценят у нас и рабочее пространство, если в Японии и Китае на одного работника приходится около 10 кв.м., в европейских странах – 20 кв.м., то в России всего 4,5 кв.м. Эти цифры не включают в себя расстояние между столами, которое не должно быть менее двух метров. Для сотрудников, чья работа связана с высокими нагрузками на нервную систему, предусматриваются перегородки высотой от полутора до двух метров.»

Что нужно учитывать компаниям на этапе выбора офиса, чтобы создать безопасные и комфортные условия труда для сотрудников? 

"Проще всего выбирать офис, который прошел экологическую сертификацию по одному из международных стандартов, таких как LEED или BREEAM. Если же такого сертификата нет, то нужно учитывать расположение офиса, этаж, материалы, используемые в офисе для отделки, мебель, систему вентиляции, освещение, электрику на случай появления превышения по электромагнитным полям, планировку рабочих мест. И это только на этапе выбора офиса. Потом на этапе его организации таких позиций становится больше, и всё это нужно учитывать для создания безопасного пространства, а также выбора мероприятий для минимизации того или иного вредного воздействия", комментирует Максим Рукавицин.

Константин Баранов, Заместитель Директора, Департамент управления недвижимостью компании ILM выделяет три основных критерия в контексте комфорта и безопасности условий труда в офисе:

  1. Воздухоснабжение
  2. Кондиционирование
  3. Пожарная безопасность

Эксперт отмечает, что по первому и второму критерию оценка по техническим параметрам может опираться на следующие денные:

Стандарт АВОК-1-2004 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена», здесь сделана попытка гармонизировать отечественные нормы и нормы Стандарта. Стандарт АВОК был одобрен Госстроем России, согласован с Мосгосэкспертизой и распространяется на все помещения, в которых параметры микроклимата обеспечиваются в соответствии с требованиями ГОСТ 30494-96. В стандарте предложено принимать для офисов и рабочих кабинетов воздухообмен 60 м3/ч•чел.

"Важно обратить внимание на химические, физические и биологические загрязняющие вещества, поступающие, выделяющиеся или образующиеся в помещении и способные повлиять на качество воздуха. В частности, нужно принимать во внимание, что нормы удельного воздухообмена устанавливаются таким образом, что при подаче наружного воздуха требуемого качества в достаточном количестве происходит разбавление биоэффлюентов человека. Биоэффлюенты – твердые частицы, запахи и другие загрязняющие вещества, обычные для офисных помещений. При этом достигается допустимый уровень качества воздуха в помещениях. Критерии комфортности (включая запах) с учетом биоэффлюентов, вероятно, будут выполнены, если воздухообмен достаточен для поддержания концентрации углекислого газа внутри помещения не более чем на 1 250 ppm выше концентрации углекислого газа в наружном воздухе", отмечает Константин Баранов

Под «воздухообменом» подразумевается количество приточного наружного воздуха, соответствующего требованиям ГН 2.1.6.1338-03 [5] и имеющего концентрацию СО2 не выше 400 ppm (1 ppm [см3/м3] = 0,12 х 10-6 х [ppm] х M х P/T [г/м3], где М – молекулярная масса; P – давление [Па]; T – температура [К].)

Для помещений площадью более 36 м2 воздухообмен предлагается рассчитывать из условия ассимиляции тепло, влаговыделений. По его мнению еще на этапе выбора офиса нужно внимательно изучать ППР (Проект Производства Работ) и обязательства эксплуатирующей компании и границы разграничения ответственности между общими инженерными системами здания и системами установленными в зоне арендатора. При выборе офиса арендатор также должен быть уверен, что проводились комплексные испытания систем противопожарной безопасности и есть план противопожарных учений с периодичсностью не реже, чем 1 раз в год.

Depositphotos_18961721_xl-2015

Что может помочь сотрудникам снять состояние психоэмоциональной напряженности в офисе?

Здесь эксперты сошлись во мнении, что целесообразно организовывать релакс-зоны. После нескольких минут отдыха в такой зоне эффективность работы возрастает в разы. Кроме того, такие зоны повышают сплоченность коллектива и престиж компании. 

relax2Источник фото: fecs.ru/blog

Итак, подчеркнём, что при выборе офисного помещения необходимо учитывать целый комплекс различных параметров и показателей. К сожалению, в погоне за прибылью руководители компаний часто пренебрегают экологическим фактором, вместе с тем, экология офиса – важный показатель, который надо принимать во внимание, ведь он непосредственно влияет на здоровье сотрудников, их работоспособность и в конечном итоге, доход предприятия.